Deloitte об электронных книгах в России

Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ опубликовал отчет по материалам онлайн-опроса (стратифицированная выборка 1600 пользователей) «Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России». Там много чего про медиапотребление, но интересно, конечно, про электронные книги.

Доля жителей Москвы, читающих электронные книги, выше, чем в целом по России (на 8 п. п.). Также чтение больше всего распространено среди молодых людей в возрасте 20–24 лет (на 9 п. п.). Самые низкие показатели чтения электронных книг среди граждан старше 60–64 лет (35%), незанятых граждан (30%) и респондентов, имеющих среднее образование (31%).

За год распространенность электронных книг незначительно выросла только в малых городах (на 2 п. п.), во всех остальных падение составило до 6 п. п. В Северо-Кавказском федеральном округе чтение электронных книг выросло на 7 п. п., в Северо-Западном – упало на 5 п. п. Популярность электронных книг снизилась у респондентов в возрасте 16–19 лет (на 17 п. п.), 35–39 лет (на 9 п. п.), но выросла среди респондентов в возрасте 20–24 года (на 7 п. п.), 40–49 лет (на 6 п. п.) и старше 65 (на 14 п. п.)1.

Про печатные книги, впрочем, тоже любопытно:

Самые высокие показатели чтения печатных книг демонстрируют жители Москвы (58%), молодые люди в возрасте 20–24 лет и граждане старше 65 лет (49%), а также респонденты, занимающиеся бизнесом (50%). Уровень охвата чтением ниже среди незанятых граждан и респондентов со средним образованием (на 5 и 12 п. п. ниже среднего показателя соответственно). Женщины читают печатные книги заметно чаще, чем мужчины (на 12 п. п.).

За год повысился уровень чтения печатных книг среди жителей всех городов, больше всего – среди жителей Москвы (на 7 п. п.) и Санкт-Петербурга (на 6 п. п.), а также Сибирского федерального округа (на 6 п. п.). Разрыв между мужчинами и женщинами по степени вовлеченности в чтение печатных книг за год увеличился более чем в два раза: среди мужчин она снизилась (на 4 п. п.), а среди женщин увеличилась (на 3 п. п.). Популярность печатных книг упала среди жителей России в возрасте 16–19 лет и 50–64 лет(на 6 п. п.).В то же время распространенность чтения печатных книг увеличилась среди граждан в возрасте 25–29 лет (на 7п.п.) и 40–44 лет (на 6 п. п.).

А вот так читают в течение дня (ожидаемо — вечером):

Но субъективные оценки пользователями того, стали ли они больше читать электронные выглядят интригующе. Конечно, не так интригующе, как медиаактивность в интернете, но на фоне печатных книг, телевизора и печатных СМИ, в общем, совсем неплохо:

Примечательно, что считают, что стали больше читать электронные книги больше мужчины (+31 п.п.), чем женщины, а также одинокие люди (+35 п. п.).

Еще более высокие показатели среди граждан, работающих удаленно (+49 п. п.) и респондентов, имеющих среднее образование (+39 п. п.). Среди молодых людей в возрасте 16–24 лет частота чтения значительно увеличивается (+44 п. п.), несмотря на некоторое снижение аудитории.

Что касается печатных книг, то…

Индекс медиаактивности чтения печатных книг составляет –9 п. п. <…> наибольшее снижение активности наблюдается среди жителей Дальневосточного федерального округа (–26 п. п.), а также граждан в возрасте 45–59 лет (–25 п. п.). В то же время молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет, а также респонденты, проживающие в Санкт-Петербурге, напротив, отмечают, что они стали чаще читать печатные книги (индекс медиаактивности равен +10 и +12 п. п. соответственно).

И интересно про деньги:

При покупке книг и игр россияне в 2–4 раза чаще совершают разовые покупки, чем приобретают подписки. Напротив, при покупке музыкального и видеоконтента доли россиян, приобретающих подписки и совершающих разовые покупки, почти равны.

Замечу, что, если 39% опрошенных читают электронные книги, а 9% платят за них, то это получется 23%. Это примерно та же доля, что вообще платит за контент в интернете (по данным Deloitte — 24%).

Полностью отчёт можно скачать здесь.


  1. «П. п.» — процентный пункт. [return]